- Молодой человек,- кашлянула она за плечом солдата.
- Да, - обернулся он к ней и пожилую женщину поразили его глаза: казалось, он в мгновение ока сумел охватить её, и не только охватить, но и запечатлеть в своей памяти её облик до самых мельчайших подробностей.
- Вы как-то странно себя ведёте, - сухо сказала она, немного обидевшись за цепкость солдатского взгляда.
- Вы же не у витрины магазина, а в ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ! - голос её прозвучал почти благоговейно.
- Я понимаю, что я в Третьяковской галерее, - ответил ей солдат, порываясь вновь повернуться к полотну.
- Причём, заметьте, в первый раз... А про эту картину мне столько преподаватели в училище говорили!
- Так вы бывший студент, - удовлетворительно кивнула смотрительница. - Тогда всё ясно... Только к чему эти ваше вытягивание шеи?
- Что-что? - не понял её с первого слова солдат.
Смотрительница попыталась повторить позу молодого человека, но это получилось у неё так смешно, что он прыснул от смеха, тут же извинившись.
- Понимаете, я пытался понять, что хотел сказать Репин своим произведением, что он постарался донести до нас.
- И как, успешно?- не без иронии произнесла смотрительница, перед которой прошли сотни и сотни знатоков искусства, многие из которых носили солидные учёные звания и были отмечены благородной сединой, а тут какой-то только что оперившийся юнец...
- Мне кажется, что да,- произнёс солдат, нервно переплетая пальцы рук и пытаясь подобрать слова поточней и поярче.- Он изобразил совсем не трагедию царя!
- Неужели?- ирония продолжала сквозить в речи седой женщины.
- Да-да,- торопливо продолжил странный посетитель. - Перед нами не исторический персонаж, а мы сами. Каждый из нас, когда-то лелеявший с раннего детства мечту, а потом став, с годами, конформистом, убивший эту мечту, а вместе с нею себя... По-моему, нет ничего страшнее, чем, предавая себя – убивать мечту!
- Однако,- замялась коренная москвичка.- Довольно смелое предположение... А, кстати, откуда вы, юноша? И откуда у вас такое проникновение в тайны человеческой психологии?